Какой принцип работы ГБО 5 поколения?

Автомобиль должен быть средством передвижения, а не роскошью. Установка комплекта ГБО никаким образом не вредит автомобилю и не вносит коррективов в его конструкцию, окупаемость комплекта наступает при пробегах автомобиля свыше 2000–3000 километров в месяц.

Комплект газобаллонного оборудования, приобретённый у официального поставщика и установленный в сертифицированном сервисе, абсолютно никак не скажется на безопасности автомобиля.

Поколения газобаллонного оборудования

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

Мифы и слухи о газовом оборудовании, гуляющие на просторах интернета – это скорее исключения из правил или установка ГБО на неисправные автомобили или же гаражными самоделкиными, которые плохо понимали, что делают.

Первое поколение газобаллонного оборудования начало распространяться еще в те времена, когда инжекторных двигателей не существовало. Это были полностью механические системы, без какого-либо управления, работа которых регулировалась с помощью винтов, как работа карбюратора, например. Газ попадал в двигатель через дозатор.

Второе поколение газобаллонного оборудования получило в свое распоряжение лямбда-зонд или аналогичный, и приготовление смеси осуществлялось с его участием, в качестве простой обратной связи.

Такая схема позволила добиться одинаковой работы двигателя в разных условиях (прогрев, холостые обороты, разгон, движение в горку и так далее). Первое и второе поколение можно было устанавливать на простые инжекторные двигатели с несложными системами управления.

Третье поколение газобаллонного оборудования порадовало автолюбителей внедрением механических форсунок, дополнительных датчиков и электронного блока управления.

Четвертое поколение газобаллонного оборудования шло уже с электромагнитными форсунками и более совершенным электронным блоком управления, который был аналогичен родному электронному блоку управления двигателем и позволял двигателю эффективно работать с газом при любых условиях, это и было основное отличие этих систем от остальной линейки.

Основные сведения о ГБО 5 поколения

Четвертое поколение газобаллонного оборудования было практически совершенным и, казалось, достигло совершенства. Но совсем недавно начало появляться газобаллонное оборудование пятого поколения, работающее совсем на другом принципе. Автомобили постоянно модернизируются, меняются форма их кузова, системы безопасности, компьютерное управление, техническое оснащение и силовые установки.

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

Современные двигатели стали настолько сложными, что перестали быть совместимы с четвертым поколением газобаллонного оборудования, что и привело к появлению пятого поколения.

Производители газобаллонного оборудования столкнулись с неприятной проблемой. Двигатели новых автомобилей с их тонкими настройками и расчетами отказывались работать на топливе с другими характеристиками и газовой установкой.

Система самодиагностики уходила в ошибку, обороты плавали, автомобиль мог заглохнуть на ходу и совершенно терял свои динамические и разгонные характеристики, у автомобиля серьезно повышался аппетит.

Это было связано с новыми алгоритмами работы форсунок, которые теперь работали куда более короткое время, которого было недостаточно для насыщения двигателя более бедной и долго горящей газовой смесью.

Из-за этого нормальная работа этих двигателей на пропане, бутане и метане была исключена. Возникшие проблемы решились с появлением газобаллонного оборудования пятого поколения.

Смесительные устройства и дозаторы газа ушли в прошлое и были заменены на газовый инжектор с распределителями. Расход газа теперь осуществлялся за счет насоса, через улучшенную газовую магистраль и фильтр.

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

Газобаллонное оборудование пятого поколения начало работать с газом в его жидкой форме. Редуктор-испаритель был исключен из системы, ведь необходимость возвращать пропан или бутан в его газообразное состояние исчезла.

Заместо него в системе работает редуктор, который держит постоянное давление в системе. Клапаны переключений вида топлива и безопасности работают примерно так же, как и в четвертом поколении, но они современнее и надежнее.

Отличия пятого поколения газобаллонного оборудования от четвертого

  1. Комплект газобаллонного оборудования внедряется в систему питания двигателя и постоянно соединён с его электронным блоком управления через обмен данными, производится через высокоскоростной кабель.
  2. Форсунки ГБО работают так же быстро, как и бензиновые, двигатель «не теряется» от смены вида топлива. Автомобиль практически «не чувствует» разницы.
  3. Электронный блок управления ГБО имеет свою топливную карту и сам корректирует работу системы зажигания и питания, никак не влияя на их бензиновый аналог, вшитый в двигатель.
  4. Комплект ГБО подключен к ODB, и может перенастраиваться через него. Автомобиль и его двигатель могут быть настроены под любые прихоти владельца.ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки
  5. Редуктор газобаллонного оборудования пятого поколения не имеет мембран, его срок службы в два раза больше и за счет него динамика и экономия топлива существенно возросли. Кроме того, отпала необходимость прогревать редуктор и защищать его от перемерзания. И такие системы могут запускать и прогревать двигатель сразу на газе. Двигатель никогда не зальет свечи и на них не образуется нагар, тем самым повышая их срок службы. В автомобиль с комплектом газобаллонного оборудования пятого поколения бензин можно, вообще, не заливать.
  6. Двигатель, его начинка и поршневая группа работают в более щадящем режиме, масло не смывается со стенок цилиндра бензином, ресурс двигателя и масла повышается.
  7. Смесь сгорает еще более полно, практически не давая вредных выбросов, делая автомобиль экологически чистым и соответствующим современным нормам выброса вредных газов.
  8. Подача топлива рассчитывается по массе и от нее же корректируется, за счет чего достигнута плавность и ровность работы газа независимо от температуры среды и качества смеси, давления окружающей среды (высота над уровнем моря). Расход на таких комплектах уже близок или равен расходу бензина, при этом цена на газ практически вполовину ниже. Крутящий момент также повысится. ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки
  9. Газобаллонная система замкнутая, т. е. газ по ней постоянно циркулирует, подаваясь по одному трубопроводу и возвращаясь по-другому обратно в баллон. Газовые магистрали выполнены из армированного пластика, которые выдерживают огромное давление, в 15–20 раз больше рабочего. Сам пластик не теряет своих свойств и эластичности, даже через 20 лет после начала использования.
  10. Систему газобаллонного оборудования пятого поколения не надо постоянно обслуживать. Сливать конденсат не нужно, потому что он не образуется. Чистить и ремонтировать редуктор не нужно, как и газовый инжектор. А регулировка настроек смеси производится компьютером автоматически. Все что необходимо делать – это вместе со сменой масла в двигателе менять и газовый фильтр. Чистить газовые трубопроводы тоже не надо. Грязь, которая в них скапливалась, была продуктом химической реакции материала трубопровода (медь) и газовой смеси. В пластиковых трубопроводах ГБО 5 поколения грязь не образуется. Грязь, содержащаяся в самом газе (фракции масла, например) попадают в двигатель растворенной в газе и спокойно сгорают в процессе работы двигателя. ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установкиВнутри баллона расположены несколько магнитов, которые удерживают на себе осколки металла баллона, если они образовались. Фильтр в газовой магистрали и дополнительный фильтр в насосе удерживают практически весь остальной мусор.
  11. Соединения и комплектующие в комплектах газобаллонного оборудования пятого поколения используются только высокого качества. Они полностью герметичны и утечки газа из них практически исключены. А это означает, что о запахе газа в автомобиле можно просто забыть.
  12. Благодаря использованию новых технологий, тонкой настройке оборудования мощность автомобиля не просто не упадет, а, скорее всего, увеличится.
  13. Системы ГБО 5 поколения очень надежны и в них нечему ломаться.
  14. Двигатель можно настроить на работу в спортивных и экстремальных режимах без риска его перегрева, он будет дополнительно охлаждаться бензином.
  15. Двигатель можно настроить таким образом, чтобы он автоматически переключался с газа на бензин при различных условиях (скорость свыше 140 км/ч, прогрев и так далее).
  16. Установка комплекта газобаллонного оборудования пятого поколения более проста, чем четвертого. Хотя своими руками эту процедуру лучше не производить, все-таки даже опытные специалисты специально едут учиться этому заграницу. ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки
  17. ГБО пятого поколения можно установить на автомобили с непосредственным впрыском топлива в цилиндры: Митсубиси ГДИ, Фольксваген-Шкода-Ауди ФС, Тойота Д4, Ниссан Нео ДИ и другие. Установка комплекта газобаллонного оборудования четвертого поколения прямо в камеру сгорания приводила к быстрой закоксовке газовых форсунок и их выходу из строя. В системах газобаллонного оборудования пятого поколения с многоточечной системой последовательного впрыска газа вместе с газом в форсунки подается немного бензина, они охлаждаются и не подлежат закоксовке.
Читайте также:  Как установить ГБО на инжектор?

Недостатки газобаллонного оборудования пятого поколения

  1. Система газобаллонного оборудования очень чувствительна к качеству газа. Проблема особенно актуальна для России, где на заправочных станциях тяжело найти газ хорошего качества, что и служит тормозящим фактором в распространении именно пятого поколения газобаллонного оборудования.Некачественный газ содержит в себе примеси, которые невозможно удалить в процессе фильтрации и которые выводят из строя газовый насос. А он очень дорог в производстве и составляет ¾ стоимости комплекта ГБО пятого поколения. Впрочем, вероятно, скоро его будут делать просто более надежным и менее чувствительным к качеству газа.ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

    Продлить ресурс газового насоса можно путем его очистки и смазки, при таком подходе газобаллонное оборудование пятого поколения становится самым надёжным из всей линейки.

  2. Цена комплекта газобаллонного оборудования пятого поколения в три раза выше стоимости комплекта четвертого поколения. Чем больше у двигателя цилиндров, тем больше понадобится форсунок, цена возрастает еще сильнее. Окупаемость такой системы на двигатель с восемью цилиндрами наступит через лет десять, и смысла в этом нет никакого. И это с учетом того, что цены всех таких комплектов измеряются в долларах и евро и постоянно растут. Установка комплекта газобаллонного оборудования пятого поколения обойдется от 80000 рублей на простейший четырехцилиндровый двигатель и увеличивается примерно на треть с увеличением количества цилиндров.
  3. Газобаллонное оборудование пятого поколения только начинает распространяться по России, и специалистов по монтажу и настройке таких систем еще очень и очень мало. Специалистам необходимо проходить стажировку на заводах-изготовителях в Европе и получать необходимые сертификаты. ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установкиДаже если система будет установлена специалистами, искать точки прохождения ТО будет достаточно проблематично, особенно в путешествии. Своими руками этого лучше не делать. Из-за физических свойств метана, газобаллонное оборудование пятого поколения на нем работать просто не может.

Газовое оборудование пятого поколение только начинает свое шествие по России и перспективы у него огромные. Чем дальше развивается ГБО, тем выгоднее становится его использование и установка.

Многие производители автомобилей выпускают машины уже с установленными комплектами. Судьба нефтяного рынка и запасов нефти не ясна, но вот природного газа в России хватит еще на лет 100–200 минимум.

Гбо 5 поколения, преимущества и недостатки, схема

Газобаллонное оборудование пятого поколения, это еще одна ступень к более рациональному использованию топлива в автомобилях. В этой статье мы поговорим про устройство Гбо 5 поколения, особенности его работы и чем оно отличается от своих старших собратьев.

Постоянное совершенствование силовых установок автомобилей только положительно сказывается на их производительности. Показатели по мощности увеличиваются, а потребление топлива при этом снижается.

  • Достигается это зачастую путем улучшения системы подачи топлива.
  • Но порой даже этого недостаточно, чтобы автомобиль являлся очень экономичным, тем более в условиях постоянного увеличения стоимости бензина.
  • Альтернативой этому топливу всегда выступал газ, но особенностью этого топлива является больший расход по литрам, чем бензина.
  • Но и производители газобаллонного оборудования не прохлаждаются, а постоянно ищут пути минимизировать разницу в расходе газа и бензина силовой установкой.
  • Одним из путей сокращения такой разницы стало обеспечение подачи газа в жидком состоянии вплоть до впускного коллектора.
  • Работа в этом направлении привела к появлению принципиально новой конструкции газобаллонного оборудования, которое стало обозначаться, как Гбо 5 поколения.

Гбо 5 поколения

  1. Официальное обозначение данного поколения оборудования — Liquid Propane Injection, или же LPI.
  2. Основным отличием этого оборудования от предыдущих поколений – распределенная подача газа во впускной коллектор в жидком состоянии, что обеспечивает высокую точность дозирования, и как следствие более экономичное потребление газа.
  3. ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки
  4. Чтобы этого добиться, конструкторам пришлось практически по новой создавать оборудование, поскольку элементы ГБО предыдущих поколений технологически обеспечить подачу газа в жидком состоянии уже не могли.
  5. Дополнительно ряд нововведений в конструкцию оборудования привело к тому, что Гбо 5 поколения в обслуживании уже не нуждается.

Конструкция и принцип работы

Конструкция Гбо 5 поколения довольно интересная. Чтобы осуществлялась подача газа в жидком состоянии, в конструкцию пришлось включить насос высокого давления для подачи сжиженного газа.

Чтобы снизить общее количество элементов оборудования, насос высокого давления разместили прямо в газовом баллоне.

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

А чтобы он не вышел из строя из-за механических примесей, имеющихся в газе, на универсальном заправочном устройстве при заправке используется переходник с установленным в него керамическим фильтром.

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

Как и раньше, из баллона газ, но уже под высоким давлением, посредством магистралей подается в подкапотное пространство.

Материал изготовления этих магистралей тоже заменили, если раньше применялись трубопроводы из меди, то сейчас от бака идут две одиночные магистрали, сделанные из синтетического волокна.

Одна из магистралей обеспечивает подачу газа в подкапотное пространство, вторая обеспечивает возврат неиспользованного газа обратно в бак, так называемая «обратка».

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

Поскольку газ подается в жидком состоянии, то и редуктор-испаритель в таком оборудовании уже не нужен. А вот регулировать давление и распределять газ все же нужно, и эти функции в Гбо 5 поколения возложены на блок клапанов с регулятором давления.

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

Заключительным элементом механической составляющей газобаллонного оборудования 5 поколения являются форсунки, установленные во впускной коллектор, которые и производят дозировку и подачу газа, все еще в жидком состоянии, в камеры сгорания.

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

Причем расположение форсунок имеет строго определенное положение, чтобы обеспечивалось точное направление подаваемой струи газа в коллектор.

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

За правильное функционирование всех элементов оборудования отвечает электронная составляющая, состоящая из электронного блока управления. Он подключается к блоку управления штатной системой питания и преобразует сигналы, идущие от него под правильную работу оборудования.

В итоге, получается, что основная задача по требуемому функционированию ГБО лежит на штатной системе питания авто. Он довольно прост. Насос высокого давления подает газ в жидком состоянии в блок клапанов. Там происходит регулировка давления и распределение его по каналам, идущим к форсункам.

Электронный блок газобаллонного оборудования получает сигнал от штатного блока и передает его на форсунки. Этот сигнал и регулирует время открытия форсунки для подачи газа в коллектор. А поскольку газ жидкий, дозировка его производится более точно.

Достоинства и недостатки Гбо 5 поколения

  1. Но есть у этого оборудования и один существенный недостаток.
  2. Чтобы ГБО пятого поколения правильно функционировало, нужно чтобы газ оставался в жидком состоянии и подавался только под давлением.
  3. А все потому, что пропан-бутан имеет очень низкую температуру испарения, поэтому небольшой простой авто, когда насос высокого давления не работает, приводит к тому, что в магистралях газ переходит газообразное состояние, и образуются газовые пробки.
  4. Чтобы их выгнать из магистралей насосу нужно полностью прокачать систему, чтобы эти пробки попали опять в баллон и газ снова перешел в жидкое состояние.
  5. А для этого нужно время, поэтому переход от использования бензина на газ производится не моментально.

Но в этой ситуации есть и положительная сторона. Конструкторы обеспечили включение насоса в работу сразу после открытия двери авто.

  • К моменту запуска силовой установки газобаллонное оборудование уже полностью заполнено жидким газом.
  • Это дает возможность произвести запуск авто с использованием газа, а не бензина, что нельзя было делать на оборудовании более ранних поколений.
  • А все потому, что газ подается в жидком состоянии и не нужно прогревать двигатель, чтобы в редуктор начал переводить газ в газообразное состояние для дальнейшей подачи в цилиндры.
  • Имеющийся недостаток проявляется только, если движение началось все же на бензине, и только после был переход на использование газа.
  • Ну и еще одним недостатком является стоимость этого оборудования – оно очень дорогое и использование его на малолитражных авто может быть экономически не целесообразным.
  • Зато, ели это оборудование установлено на авто, потребление газа будет практически на уровне потребления бензина, при этом будет отсутствовать потеря мощности силовой установки, а также не потребуется проведение обслуживания этого оборудования.
  • Более подробно по этой теме, смотрите видео.
  • Как происходит установка Гбо 5 поколения — видео.
  • Единственное, что может потребоваться, так это своевременная замена переходника с фильтром.

Гбо 5 поколения. полный газовый впрыск

Новинки, новинки, опять новинки под таким лозунгом трудятся разработчики систем газового оборудования. После очередных размышлений, долгих расчетов и продолжительных тестов мир увидел новое поколение газобаллонного оборудования. На этот раз оно стало пятым по счету и получило название ГБО 5 поколения.

Предыстория появления ГБО 5

Разработчики и производители сошлись на том, что редуктор-испаритель в системе ГБО деталь в общем-то не на столько важная и нужная и было бы не плохо от нее избавиться.

Заманчивой эта идея казалась еще и потому, что редуктор нужно было где-то размещать, а также вносить изменения в штатную систему охлаждения автомобиля, чтобы брать оттуда обогрев. А исключив редуктор из перечня необходимого оборудования эта проблема исчезала сама собой.

К тому же преобразование пропаново-бутановой смеси из жидкого состояния в газообразное, и последующая дозировка газовой составляющей вносила свои коррективы в работу переоборудованного автомобиля:

  • добавлялось требование ежегодного технического обслуживания газовых элементов (замена фильтров, чистка редуктора);
  • появлялась необходимость периодического обслуживания и ремонта/замены составляющих редуктора (резиновых мембран и прочих РТИ);
  • проявлялось падение мощности автомобиля при работе на газу;
  • установка ГБО влияла на долговечность работы двигателя автомобиля в целом, а снижение нагрузки на клапана требовало установки дополнительного модуля — вариатора угла опережения зажигания.

Отличия нового поколения

Итак, со временем, на смену ГБО 4 пришло более прогрессивное и дорогое ГБО 5 поколения. Кардинальным отличием ГБО 5 поколения от предыдущих систем можно назвать следующее:

  • Возможность штатного запуска двигателя автомобиля сразу же на газу, без предварительного прогрева на бензине;
  • Отсутствие редуктора-испарителя;
  • Бутано-пропановая смесь постоянно находится в жидкой фракции;
  • Появилась обратная магистраль, по которой излишки топлива, не впрыснутые форсункой в двигатель, подаются обратно в газовый баллон;
  • Датчик управления газовым насосом вмонтирован в водительскую дверь, и срабатывает при ее открытии, запуская насос, который начинает нагнетать газовую смесь (опционально);
  • И самое главное появление газового насоса, который в этом поколении создает давление жидкой фракции бутано-пропановой смеси.

Принцип работы ГБО 5 поколения

Теперь рассмотрим как же работает новая система газобалонного оборудования:

  • При открытии водительской двери подается сигнал о начале работы электронному блоку управления (газовым мозгам), ЭБУ, в свою очередь, запускает тест газового насоса. При успехе газовый насос берет жидкую фракцию бутано-пропановой смеси из баллона и пропуская ее через фильтр нагнетает необходимое давление газа в магистрали, подготавливая тем самым систему к штатному запуску.

Следует обратить внимание, что датчики водительской двери устанавливают не все мастера, тем самым экономя на установке системы.

Это чревато образованием пробок в магистрале подкапотного пространства под воздействием температуры, что влечет за собой долгий старт автомобиля на газу. При отсутствии датчика в водительской двери и для уменьшения износа двигателя и стартера рекомендуется выполнять старт автомобиля на бензине.

  • Далее водитель поворотом ключа «на старт» подает блоку управления сигнал о начале работы.
  • Получая и анализируя данные от датчиков автомобиля (обороты коленвала, температура двигателя и т.д.) по заложенной программе газовый блок управления отключает подачу бензина к бензиновым форсункам, а сам тем временем открывает на определенный период времени свои газовые форунки.
  • Далее, через газовою форсунку, необходимая расчетная порция  бутано-пропановой смеси в жидком виде под давлением, созданным газовым насосом, впрыскивается в двигатель.
  • Потом происходит закрытие газовой форсунки и часть пропаново-бутановой смеси,  через обратную магистраль, подается назад в баллон. Этим достигается оптимальная температура работы форсунки и исключается ее перегрев. На этом цикл работы закончен.

В целом теперь система ГБО5 опять стала приближением к распределенной системе впрыска бензина. Как по составляющим так и по принципу работы.

Плюсы пятого поколения

Плюсы этой системы очивидны:

  1. Штатный запуск сразу на пропано-бутановой смеси. Автомобиль может работать вообще без бензина.
  2. Отсутствие редуктора-испарителя, который требовал проведения периодического ТО и понижал отказоустойчивость системы. ГБО 5 поколения состоит из надежных узлов, в которых практически отсутствует возможность поломки (при условии заправки качественного топлива).
  3. Происходит более полное сгорание газовой смеси, что повышает мощность автомобиля, уменьшает расход газа (практически сравнивая его с расходом бензина), снижает выброс вредных газов в окружающую среду.
  4. Используются более скоростные форсунки, что положительно сказывается на сроке службы двигателя.
  5. Для циркуляции газа используется армированный пластик, который выдерживает давление в десятки раз больше рабочего и не теряет своих свойств со временем эксплуатации, что является более безопасным вариантом транспортировки газовой смеси.

Недостатки (минусы) газобаллонного оборудования пятого поколения

Но с вводом ГБО 5 поколения воявились и негативные моменты (минусы):

  • Самый существенный минус ГБО 5, влияющий на безперебойную работу всей системы  – это качество пропано-бутановой смеси на  газовых АЗС страны. Газовый насос — это элемент системы, который  выполнен с минимально допустимыми отклонениями и некачественное топливо способно вывести такой нанос из строя довольно быстро, а учитывая его цену (около 300$) этот минус может еще долгое время отпугивать автовладельцев от установки пятого поколения ГБО. Поэтому при заправке необходимо использовать как минимум керамический фильтр, и само собой объезжать стороной «леваков-заправщиков», заправляясь только на именитых газовых АЗС.
  • Второй не маловажный минус ГБО 5 поколения — это его цена, которая в 3-5 раз превышает стоимость установки ГБО 4. Это значит, что окупаемость такой системы возрастает на несколько лет эксплуатации автомобиля. Исходя из того, что средняя окупаемость установки ГБО 4 поколения составляет около года (при пробеге от 10 до 15 тыс.км в год), то окупаемость пятого поколения может составить около 5 лет. Следует также учитывать тот факт, что чем больше цилиндров имеет Ваш автомобиль, тем больше газовых форсунок потребуется на него установить, а следовательно стоимость установки будет возрастать пропорционально количеству цилиндров на автомобиле.
  • Отсутствие широкого распространения газобалонного оборудования 5-го поколения влечет за собой трудности в приобретении, монтаже и последующем ТО такого оборудования.

На этом наш рассказ о системе ГБО 5 поколения окончен, а если у Вас появились какие-либо вопросы — смело задавайте их в х к статье и мы с радостью на них ответим.

Газовое оборудование пятого поколения на авто

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

С появлением новых технологий открылись широкие возможности для дальнейшего совершенствования газобаллонного оборудования. За сравнительно небольшой срок ГБО прошло пять циклов модернизации. Ещё недавно 4-е поколение считалось верхом совершенства, однако ему на смену уже пришло ГБО 5 поколения, о котором и пойдёт речь ниже.

Немного истории

Автомобильное газовое оборудование появилось ещё в эпоху карбюраторных двигателей. Его работа основывалась на использовании элементарного дозатора, а регулировка осуществлялась механически с помощью винтов на подающем шланге и/или карбюраторе.

Во втором поколении ГБО для приготовления топливной смеси стал использоваться лямбда-зонд, что позволило добиться равномерной работы ДВС в различных режимах (холостой ход, разгон, изменение нагрузки и т.д.). Это оборудование подходило уже для инжекторных автомобилей.

Третье поколение получило механические форсунки, различные датчики, электронный блок управления (ЭБУ).

В четвёртом поколении стали использоваться уже электромагнитные форсунки и более «продвинутый» ЭБУ (контроллер), что существенно повысило эффективность и надёжность работы оборудования.

Долгое время 4-е поколение считалось верхом совершенства, однако появление новых авто со сложными компьютеризированными системами управления ДВС заставило производителей искать новые подходы и решения.

Газовое оборудование 5 поколения не могло не появиться: тонко настроенные силовые агрегаты современных автомашин просто отказывались поглощать воздушно-газовую смесь.

В лучшем случае авто теряло динамику, в худшем – могло заглохнуть прямо на ходу. Причина тому – отсутствие в ранних версиях ГБО возможности точных регулировок подачи газа в камеры сгорания двигателя, из-за нестабильности характеристик паровой фазы пропан-бутана.

Отличие ГБО 5 поколения от 4 поколения

Разница между ГБО 4 и ГБО 5 весьма существенна. Радикальным новшеством явилось то, что газ стал подаваться к форсункам в жидкой фазе посредством газового насоса, по принципу бензиновой схемы. Это позволило:

  • реализовать возможность прямого запуска двигателя на газе, то есть без необходимости предварительного прогрева на бензине;
  • отказаться от редуктора-испарителя – обязательного атрибута газовых оборудований предыдущих поколений;
  • возвращать избыток газового топлива, не впрыснутый форсункой во впускной коллектор мотора, обратно в баллон по специально добавленной для этой цели обратной магистрали.

При желании водительская дверь может оснащаться датчиком, который будет срабатывать при открытии двери и включать газовый насос. Пока водитель садится за руль нужное давление уже будет создано, двигатель запустится на газе незамедлительно. Без этой «фишки» стартовать лучше всё-таки на бензине – это исключит долгий пуск, а также уменьшит износ двигателя.

Устройство и принцип работы газового оборудования 5-го поколения

В состав ГБО-5 входят следующие элементы:

  1. газовый баллон;
  2. газовый насос высокого давления в сборе с мультиклапаном и фильтром;
  3. электромагнитный клапан с интегрированным фильтром;
  4. блок управления;
  5. высокоскоростные газовые форсунки;
  6. переключатель газ/бензин;
  7. дверной датчик включения насоса (опция);
  8. подающий трубопровод;
  9. обратная и заправочная магистрали;
  10. ВЗУ.

При открытии водительской дверцы сигнал от дверного датчика поступает на ЭБУ, который, подаёт команду газовому насосу. Последний забирает порцию сжиженного газа из баллона и подаёт его через фильтр в магистраль, создавая, нужное давление. При отсутствии датчика, насос включается поворотом ключа зажигания в положение «старт».

Далее «электронные мозги», следуя заложенной в них программе, отключают подачу бензина (при условии, если кнопка управления переведена в положение «газ») и открывают газовые форсунки, через которые требуемое количество жидкой газовой смеси под давлением дозированно впрыскивается во впускной тракт мотора.

При закрытии форсунок часть газового топлива возвращается в баллон по обратной магистрали. На первый взгляд может показаться, что это делается для экономии топлива. На самом деле, таким образом обеспечивается оптимальный тепловой режим инжекторов и магистралей в подкапотном пространстве, для исключения испарения газа из-за нагрева от двигателя.

Как видим, схема ГБО 5 поколения по принципу работы вплотную приблизилась к системе распределённого впрыска бензинового мотора. Этим и объясняется тот факт, что электроника даже «навороченного» авто воспринимает сжиженное газовое топливо как «родное» не отторгая его, как это происходило с 4-ой версией оборудования.

Выбор и установка ГБО 5 поколения

Газобаллонное оборудование 5 поколения на автомобиль может устанавливаться практически ко всем типам инжекторных двигателей. Как с распределённым впрыском, так и на моторы использующие прямой (непосредственный) впрыск топлива в камеры сгорания (TSI, TFSI, FSI, GD). При такой схеме на бензиновые форсунки будут подаваться кратковременные порции бензина для их охлаждения.

Покупку, а также монтаж и настройку газового оборудования разумнее всего производить в специализированном автосервисе.

Удовольствие это не из дешёвых: стоимость ГБО 5 поколения с установкой для четырёхцилиндрового мотора обойдётся никак не меньше 100 000 рублей в зависимости от марки, мощности авто, а также выбранного бренда и жадности установщиков. Если цилиндров 6 или 8, готовьтесь выложить на 30-40% больше.

Признанным лидером на рынке ГБО пятого поколения представленным в России является голландская фирма-производитель Vialle (Виалле). Их последняя разработка Виале Liquid Si (Sequential injection), а также более ранние версии Viale LPi, Vialle LPfi отлично зарекомендовали себя.

Точно сказать, сколько будет стоить установка 5-го ГБО «под ключ», практически невозможно. Во-первых, оборудование закупается за рубежом, его цена привязана к курсу рубля. Во-вторых, такое оборудование появилось у нас недавно, и работать с ним умеют немногие мастера.

Обобщив имеющуюся на сайтах информацию, всё же можно прийти к заключению, что средняя цена комплекта пятого поколения составляет порядка 75-80 тысяч рублей, а установка – от 40 до 70 тысяч. Один только газовый насос стоит около 300 Евро, что сопоставимо с ценой ГБО-4!

Поэтому возникает соблазн установить ГБО 5-го поколения своими руками, особенно у тех, кто уже имел дело с четвёртым поколением. Самостоятельный монтаж возможен, выполняется он по тому же принципу что и предыдущие версии оборудований ( про установку 2 поколения можно прочитать тут, а 4-го тут).

Даже по более упрощённой схеме ввиду отсутствия газового редуктора. Но для правильной регулировки потребуется специализированное программное обеспечение.

ГБО 5 поколения на автомобиле: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, схема установки

Плюсы и минусы

Преимущества ГБО 5 лежат на поверхности:

  • Возможность штатного старта на газовой смеси, то есть машина может вообще не иметь бензина в топливном баке (хотя езда с пустым баком – плохая идея).
  • Отсутствие необходимости в редукторе-испарителе, требующего вмешательства в систему охлаждения и периодического техобслуживния.
  • Увеличение мощности (если установлен ВУОЗ – вариатор угла опережения зажигания), также КПД двигателя при одновременном снижении расхода газа за счёт скоростных форсунок и точного дозирования.
  • Повышенная безопасность благодаря использованию армированных топливных магистралей гидравлического типа, выдерживающих высокое давление, не теряющих своих свойств в процессе эксплуатации, что исключает утечки газа.
  • Гибкость и точность настроек, благодаря применению жидкой фазы газа. Отсутствие необходимости дополнительной коррекции регулировок в процессе эксплуатации.

Любая инновация несёт в себе не только плюсы, но и минусы. Главный недостаток ГБО-5 – его цена, как следствие, длительный срок окупаемости (4-5 лет). К другим проблематичным моментам можно отнести:

  • Повышенные требования к качеству пропано-бутановой смеси – не на всех газовых заправках она отвечает высоким стандартам. По этой причине бывают случаи выхода из строя газового насоса.
  • Нераспространённость на российском рынке вызывает сомнения относительно возможности качественного монтажа, ремонта и техобслуживания.

На вопрос, что лучше: ГБО 4 или 5 поколения, не существует однозначного ответа. По крайней мере, на данном этапе развития газобаллонного оборудования. Все зависит от марки машины, материальных возможностей, а также пожеланий владельца транспортного средства.

Ссылка на основную публикацию